Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Иномарки снова подорожают. Рост утильсбора и другие меры властей

Отмена льготного утильсбора на импортные автомобили и очередное повышение ставок больше не слухи. Минпромторг анонсировал перемены уже с 1 ноября 2025 года. Какие машины попадут в черный список для ввоза этой осенью и как изменятся цены на иномарки?

Мария Соколова

Первые слухи об отмене льготного утильсбора на машины мощностью более 160 л. с., ввозимые физлицами для личного пользования, были еще в июне 2025 года. Но власти долгое время сохраняли молчание. Даже появилась надежда: может, все-таки правительство не будет лишать людей возможности пригонять авто мощнее 160 л. с.?

Увы, надежды не оправдались. В реальности все оказалось еще хуже, а новые правила оформления утильсбора могут вступить в силу уже с 1 ноября 2025-го. «НИ» разобрались, каких машин лишатся россияне через полтора месяца.

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Как изменится утильсбор на новые машины с 1 ноября 2025 года

Минпромторг выпустил официальное заявление о подготовке законопроекта о внесении изменений в порядок расчета утильсбора для легковых автомобилей.

Началось все с удивительных вещей: поводом для разработки законопроекта послужило письмо от главы КамАЗа Сергея Когонина, президента УК группы «ГАЗ» Вадима Сорокина и главы «Соллерса» Николая Соболева. Представители грузовых автозаводов вдруг озаботились несправедливостью не имеющего к ним никакого отношения рынка легковых машин: в современных реалиях, когда существуют небольшие, но мощные турбомоторы, гибриды и электромобили, объем двигателя больше не является ключевым показателем.

Выгодоприобретателем от новых правил станет АвтоВАЗ, который в принципе не производит мощных моторов. Но формально Максим Соколов на этот раз оказался ни при чем — письмо подписали совсем другие люди.

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Независимо от того, кто стал инициатором перемен, уже с 1 ноября, «чтобы снизить вероятность некорректных расчетов», могут ввести дополнительный прогрессивный коэффициент для расчета утильсбора в зависимости от мощности.

Читайте также:  Китайские ученые трансплантировали печень ГМО-свиньи человеку

Особенно достанется гибридам с параллельной схемой подключения двигателей. Например, официально представленный в РФ кроссовер Wey 07 с основным двигателем объемом 1,5 л по документам имеет мощность 353,5 л. с.

Сейчас утильсбор на такую новую машину составляет 667 400 рублей, с 1 ноября 2025-го он вырастет до 3 040 000 рублей. А 1 января 2026-го будут повышены базовые ставки, и утиль на этот гибрид увеличится до 3 648 000 рублей.

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Стоит признать, что Wey 07 — дорогая (от 7 млн рублей) и далеко не самая массовая машина. Но и в бюджетном сегменте грядет идеальный шторм, уничтожающий отечественный автомобильный рынок.

Какие машины запретят импортировать в ноябре 2025 года

В пресс-релизе Минпромторга указано, что пригнать автомобиль для личного пользования с уплатой льготного утиля (5,2 тыс. рублей для самой популярной категории машин в возрасте 3–5 лет) можно только с двигателем до 160 л. с. Однако в законопроекте содержится еще один момент: для гибридов установлен лимит в 80 л. с. В чем смысл ограничивать экономичные и экологически чистые машины — неизвестно.

Успокоить людей должно только то, что Япония, откуда шел основной поток подержанных гибридов, и так уже сама запретила их экспорт. Но и лишиться авто без электрического довеска мощностью более 160 л. с. тоже неприятно.

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Мониторинг рынка показал, что чаще всего из Японии в этой мощностной категории привозят внедорожник Toyota Land Cruiser Prado (средняя стоимость 4-5 млн рублей, а мощность — 163 или 204 л. с.), кроссовер Toyota Harrier за 3,5-4 млн рублей (простой атмосферный двигатель объемом 2 л на 171 л. с.), универсал Subaru Levorg с двигателем 1,8 л на 177 л. с. в среднем за 2,2–2,5 млн рублей, практичный кроссовер Subaru Forester c аналогичным мотором стоимостью 2,7–2,9 млн рублей, рублей, хетчбэки Honda Civic с мотором 1,5 л мощностью 182 л. с. за 2,3 млн рублей и кроссовер Honda CR-V (тоже 182 л. с.) за 2,8 млн рублей.

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Народная любовь к Toyota Land Cruiser неистребима — их, скорее всего, будут привозить с любыми условиями. А для остальных моделей увеличение утильсбора с 5,2 тыс. рублей сначала до 667 400, а вскоре и до 800 800 рублей может оказаться критическим. Сейчас подержанный Subaru Levorg в отличном состоянии из Японии — альтернатива для Lada Vesta Cross. Лишние 800 тыс. рублей выбьют эту модель из конкурентной гонки.

Читайте также:  Юристы и айтишники мимо: кто станет элитой рынка труда через 5 лет

На втором месте после Японии по популярности подержанных машин идет Южная Корея. Резко потеряют доступность среднеразмерные кроссоверы Hyundai Tucson и Kia Sportage мощностью 186–200 л. с., просторные Hyundai Santa Fe и Kia Sorento с возможностью посадить семерых человек, с экономичным дизелем на 202 л. с., минивэн Kia Carnival с таким же двигателем. Ранее популярные в такси седаны Hyundai Sonata и Kia K5 тоже останутся за бортом.

Конец российского авторынка близок: АвтоВАЗ провоцирует идеальный шторм

Новые ставки начисления утильсбора наносят самый болезненный удар по категории практичных и семейных автомобилей. Но их аналоги в России не производятся. Стремление Минпромторга зачистить рынок от импортных машин — это уже прямая угроза демографии. В ту же Lada Vesta три детских кресла установить невозможно, а устаревший Lada Largus с маломощным мотором, исключительно механической коробкой передач и без современных средств пассивной и активной безопасности вряд ли устроит привыкших к современным иномаркам людей.